Усилитель для наушников на 6э5п

Усилитель для наушников на 6э5п

ВНИМАНИЕ! ПРИ СБОРКЕ И ОТЛАДКЕ УСИЛИТЕЛЯ ВАМ ПРИДЕТСЯ РАБОТАТЬ С ВЫСОКИМИ НАПРЯЖЕНИЯМИ! НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО КОНДЕНСАТОРЫ МОГУТ СОХРАНЯТЬ ЗАРЯД БОЛЕЕ СУТОК!

Начало

Итак, приступаем. Возникла необходимость создать достойный SE Усилитель с приемлемой себестоимостью. Необходимо было выполнить следующие условия: использовать в качестве силовых трансформаторы ТС-180, как наиболее доступные, использовать распространенные и недорогие лампы, а так же исключить использование дорогих и зарубежных деталей. Хотя при повторении конструкции, Вы можете проигнорировать последний пункт. Первоначально, схема усилителя выглядела так: GIF

Попутно выяснилось, что лампа 6Э5П не так уж легкодоступна, как предполагалась. Но привязка была уже сделана, и если Вы хотите повторить данную конструкцию, то Вам лучше ее найти. Можно установитть 6Э6П. Манаков Анатолий: "Хотя, я думаю, стоит применить в качестве драйвера при отсутствии 6Э5П и 6Э6П, 6Ж11П или 6Ж23П, 6Ж43П с запараллелеными анодами, или, в крайнем случае — 6П15П".

Описание конструкции

I. Блок питания.

Каждый канал усилителя питается от своего БП. Рассмотрим один из них. БП выполнен на трансформаторе ТР1 ТС-180. В качестве ТР2 применён ТВК-110.

Чтобы не мудрить с дополнительным трансформатором на напряжение смещения, ТС-180 был разобран, и на одну из катушек проводом диаметром 0,3 мм было намотано примерно 150-170 витков. Концы заводской обмотки 11′-12′ были откушены от ламелей, а на их место припаяны концы новой обмотки. После этого обе катушки были "проварены" в разогретой до 70- 80 С? смеси парафин-воск. Состав: 50% воска на 50% парафина. Парафин продается в аптеках, воск можно купить на рынке у людей торгующих медом. После "проварки" излишки застывшей смеси снаружи были удалены и особенно тщательно очищены внутренности катушек. Торцы подков трансформатора были зачищены и смазаны эпоксидной смолой. Боковые поверхности подков и внутренние поверхности катушек были смазаны клеем БФ. Можно и той же эпоксидной смолой, если надеетесь, что разбирать трансформатор в будущем Вам не придется. Картон вставок так же обработан клеем. Не дожидаясь застывания клея собираем трансформатор, затягиваем винты и включаем на несколько минут, время от времени, поворачивая его с боку на бок. Этим добиваемся проникновения клея в промежутки между вибрирующими частями трансформатора. После этой процедуры, ТС-180 оставляется до полного высыхания клея на сутки. После подобной обработки, трансформатор не гудит и не создает вибраций. В качестве соединительных проводов использовался провод в жаростойкой изоляции. Без наворотов. Для накалов ламп провода попарно скручены.

Более никаких изменений в конструкции БП не производилось. Конденсаторы использовались СГО — 3

II. Фильтр БП, конденсаторы

В фильтре БП резистор 3-4 Ом изготовлен из манганинового провода диаметром 0,15 мм. Никакой хитрости тут нет, просто готовый резистор не нашел. Электролитические конденсаторы расположены следующим образом. От резистора 3 Ом, первый электролит 330 мkФ, второй 220 мkФ. После дросселя два конденсатора по 220 мkФ. Все конденсаторы на 350 Вольт. Параллельно каждому конденсатору подключен бумажный конденсатор 10 мкФ х 300 Вольт. Дроссель изготовлен из трансформатора ТВК- 70. Обмотка содержит 1200 витков провода диаметром 0,2 мм. Сопротивление обмотки 31 Ом. Конденсатор 2,0 мкФ в аноде 6П45С заменен на бумажный 10 мкФ х 300 Вольт.

В аноде 6Э5П установлен электролитический конденсатор 220 мкФ х 350 Вольт и параллельно ему бумажный 10 мкФ х 300 Вольт. В цепи катода 6Э5П электролит 4700 мкФ х 16 Вольт, второй конденсатор бумажный 4 мкФ. В сетке 6Э5П электролит 47 мкФ х 160 Вольт ITT. Конденсаторы в цепи смещения сетки 6П45С установлены согласно схеме. Разделительный конденсатор долго подбирался из конденсаторов К71, были попробованы и К73-11А, но в итоге по совету А.И. Манакова решено было остановиться на бумажном конденсаторе 0,47 мкФ. С конденсатора был аккуратно бокорезами скушен корпус. Удалены боковые "пробки". Конденсатор был обмотан нитками в один слой и "проварен" в парафино — восковой смеси при температуре 70-80 С?. Нитки после проварки удалять не стал.

После того, как статья была написана, было произведено еще одно изменение. Дроссели были домотаны дополнительной компенсационной обмоткой 80 витков. Его включение стало таким: GIF(4k)

III. Режимы работы ламп, резисторы, прочее:

В качестве регулятора громкости был применен сдвоенный резистор СП-III на 33 кОм, что, как отмечают многие — не есть хорошо. Добудете более хороший или поставите раздельные резисторы на каждый канал — будет лучше. Мне же понравилась большая площадь контактов, высокая надежность прижима и отличная экранировка СП-III. Ось была смазана капелькой часового масла. Сам резистор не разбирал, т.к. в работе он до этого не был, а запрессован чудесно. Провод в цепи прохождения сигнала, использовался посеребренный. Как потом выяснилось, лучше его не ставить. Все остальные резисторы были марки ЧПРП (что под руку попадет), в основном МЛТ, МЛТ-2. Резистор в катод 6П45С на 1 Ом был установлен ширпотребовский, Тайваньский 3-х Ваттный, хотя до этого стоял 2-х Ваттный отечественный МЛТ и разницы в звуке я не заметил.

После включения и установки сеточного напряжения 6П45С таким, чтобы напряжение в контрольной точке катода 6П45С стало 0,165 Вольта, остальные напряжения выставились следующим образом:

  1. 6П45С: анод +259 В, сетка1 -49-50 В, сетка 2+257, катод + 0,167 В;
  2. 6Э5П: анод + 101 В, сетка +111 В, катод +1,47 +1,49 В;

В цепи анода 6Э5П сопротивление 8 кОм
В цепи сетки 6Э5П — 22 кОм. В катоде 60 Ом.

Манаков Анатолий: "Игорь, Заменить резистор в цепи экранной сетки на 36-39 кОм и заново измерить режимы".

Igor M. Butin: "После замены резистора в экранной сетки и контрольного прослушивания, показалось (. ), что звучание приобрело некоторые вяжущие свойства. Что-то вроде рябины черноплодки во рту. Поэтому, от подобной замены отказался, хотя кому-то может и понравиться. Плюс подобной замены — перевод 6Э5П в более легкий режим работы, и, как следствие большаяя долговечность лампы. Режимы не замерял, если честно — забыл, пока прослушивал. Разница была столь мала, что до сих пор не уверен, слышал я ее или просто чувствовал".

IV. Выходные трансформаторы

Выходные трансформаторы намотаны следующим образом: GIF

Выходные трансформаторы изготовлены на железе от силовых трансформаторов кассовых аппаратов 200 Ватт железо ШЛ 32х50. Расчеты по трансформаторам произвел А. И Манаков. Я лишь намотал. Все слои первичной и вторичной обмоток были изолированы друг от друга сантехнической лентой "ФУМ" в два слоя. Каждый последний слой каждой секции первичной обмотки пропитывался клеем БФ и высушивался, для того, чтобы намоткой вторички не сместить витки первички. При сборке были установлены прокладки между подковами толщиной 0,2-0,22 миллиметра.

Читайте также:  Провод для синхронизации вспышки

Прокладку можно изготовить из листов бумаги для принтера. Использовать сложенный вдвое лист бумаги А4 KYM 80 гр/м2 и пропитанный олифой. Толщина листа стандартна — 0,1 миллиметра. Толщина двух листов получается 0,2 миллиметра. Лучше найти радиотехнический картон нужной толщины.

После сборки трансформаторы были "проварены" в смеси парафин — воск, как и силовые. Излишки воска тщательно удалены. Проварка в воске исключила призвуки трансформатора, уменьшила магнито- стрикцию, улучшила КПД и звучание.

V. Окончание настройки

После сборки пришлось подобрать положение провода питания накалов, а так же провода, соединяющего входные гнезда с регулятором громкости. Удалось добиться полного отсутствия фона в громкоговорителях при замкнутом входе и вывернутой на максимум ручке громкости.

Для контроля были прослушаны следующие вещи:

  1. Eileen Farrell "Stormy Weather" — тест диск — XLO Reference recordings
  2. G. Bizet "Carmen" — 1994, Point classics
  3. M. Ravel "Bolero" — 1994, Deutshe Grammophon GmbH
  4. Kate Bush "The kick inside" — 1978, EMI
  5. The Alan Parsons Projeckt "Tales . " — 1976, Polygram Records
  6. Ozzy Osbourne "Blizzard Ozz" — 1980 Jet Ltd.

Великолепно звучала классика, джаз, блюзы, баллады. Кстати и мистика Парсонса, звучит очень торжественно. А вот Оззи несколько смазал общее впечатление. Все сказочно, фантастично, но не чувствуется та агрессия, которая ему присуща. Точнее, она есть, но создает образ не мужика, а капризного ребенка.

После прослушивания решено было подобрать сопротивление в аноде 6Э5П. В результате, по совету А.Манакова, меня устроило IПЭВ-10 на 6,2 кОм. При 8 кОм звуку, на мой вкус, несколько не хватало агрессии. Посеребренный провод в цепи сетки лампы 6Э5П и в дальнейшей цепи, который первоначально использовался, я заменил на провод от центральной жилы магистрального антенного кабеля диаметром 1,5 миллиметра.

VI. Схема последнего варианта

Схема получилась следующая: GIF

VII. Последняя примочка

В случае крайней нужды (озвучивание массовки на колонках низкой чувствительности), возможен перевод 6П45С в пентодный режим. Для этого К6 через резистор 1 кОм соедините с питанием по аноду и зашунтируйте на корпус электролитическим конденсатором не менее 100мФ. Резистор 220-330 Ом при этом исключается. Мощность на канал составит более 25 Ватт. Но лучше тогда ультралинейный, экранную сетку через резистор 500-560 Ом на один из отводов трансформатора.

Отвод подобрать по мощности или звучанию, на нижнем отводе Р=15W, верхнем Р=18-20W, но качество звучания, имхо, теряется, на верхнем — в большей мере.

Основные параметры при работе на нагрузку 4 Ом.
Диапазон воспроизводимых частот при КНИ до 2 — 2.5% 15 — 30000 Гц
Номинальная мощность при этом КНИ до 2 — 2.5% 12 — 12,5 Ватт

Материал по сборке и отладке подготовлен И. М. Бутиным.
Корректировку, исправления и дополнения внес А. И. Манаков.

Схему этого усилителя разработали замечательные аудиоконструкторы, Александр Бокарев и Александр Резвой. Вообще говоря, это семейство усилителей в разные вариантах, в которых, работают разные лампы – 6С15П, 6С45П, 6Э5П их комбинации и по разному, организуется смещение усилительной лампы, что влияет на окраску звука. Усилитель однокаскадный, однотактный, с выходной мощностью 1…3Вт, в зависимости от сопротивления нагрузки.

Схема усилителя очень проста, но несколько непривычна. Упомянутый SRPP – английская аббревиатура, и на нормальном языке зовется – усилительный каскад с активной или динамической нагрузкой или каскод. У этой схемы есть довольно много достоинств и применятся она, чаще всего не в выходных каскадах звуковых усилителей, но вот и сюда добралась. Здесь же, ее первостатейное преимущество по сравнений с классическим однотактным каскадом – отсутствие протекания постоянного тока через выходной трансформатор. Это позволяет сделать последний без немагнитного зазора, что существенно увеличивает индуктивность первичной обмотки и не допустит «завала» АЧХ на низких частотах. А значит, будут басы. Вообще, в этой схеме требования к главному элементу — выходному трансформатору, весьма облегчены. Тем и хороша.

Радиола стоит на столе,
Я смотрю на тень на стене.
Тень ко мне повернулась спиной,
Тень уже не танцует со мной.

Какие-то скрипки, где-то впились
В чьи-то тонкие плечи.
Эта музыка будет вечной,
Если я заменю батарейки.

Наутилус Помпилиус – «Эта музыка будет вечной»

В ламповых схемах звуковых усилителей, есть еще один участок, построение которого, вносит заметную окраску звука – смещение усилительного каскада. На схеме выше, оно организовано резистором R7, шунтированным электролитическим конденсатором и называется «автоматическое». То есть, нужное напряжение получается при прохождении тока анода через сопротивление резистора. Экспериментальным путем, выяснено, что лучше всего звучат усилительные каскады в катодах которых нет резистора (или стабилитрона – еще один способ). Это позволяет сделать «фиксированное» смещение – подача отрицательного напряжения на сетку лампы. В мощных усилительных лампах, где это напряжение достигает не одного десятка вольт, его подают от отдельного выпрямителя, здесь же, можно применить гальванический элемент. Экспериментами, выяснено, что такой способ предпочтительнее в смысле звучания усилителя.

Фрагмент схемы усилительного каскада со смещением батарейкой. Батарея литиевых гальванических элементов, напряжением 3.6 В, есть в продаже. Более того, существуют варианты с длинными проволочными выводами для пайки, что существенно упрощает дело – паяются элементы вроде часовых, плохо, с риском для их емкости или вообще работоспособности, а маломощная контактная сварка, мало у кого есть.

Каскад со смещением гальваническим элементом, субъективно, звучит очень хорошо и упрощает схему. Из-за высокого сопротивления нагрузки, ток его разряда ничтожен и даже часового элемента, хватает на долгие годы. Однако, требуется периодически проверять его состояние – при уменьшении напряжения смещения (разрядка элемента) анодный ток лампы увеличивается и в конце концов, выходит за пределы допустимого – лампа выходит из строя.

Существуют различные способы контроля, простейший из которых – периодически проверять напряжение «тестером». Надежный и простой способ индикации разряда элемента – включить последовательно, в анодную цепь светодиод, шунтированный резистором. Резистор подбирается таким образом, чтобы при увеличении анодного тока лампы (разряд элемента в цепи смещения), на нем образовалось падение напряжения, достаточное для свечения светодиода.

Что было использовано при работе.

Инструменты, оборудование.
При изготовлении корпуса усилителя применялась циркулярная пила, электрическая дрель, плоскошлифовальная машинка. Набор обычного ручного инструмента – отвертки, плоскогубцы, напильники. Пригодилась ножовка по металлу. Для сверления отверстий в монтажной плате потребовалась сверлилка маленьких отверстий – 1…1.5мм. Для электромонтажа – набор соответствующих инструментов, понятно паяльник, а лучше два – средний и покрупнее, принадлежности к ним. Для лакирования — посуда, кисти, ветошь. Пистолет для термоклея, посуда для приготовления компаунда для заливки. Мультиметр, лучше два. Строительный или специальный фен для работы с термотрубками.

Читайте также:  Сетевые фильтры с выключателем на каждую розетку

Материалы.
Кроме радиоэлементов, понадобилась толстая фанера для корпуса, тонкая для корпусов конденсаторов, ЛКМ, изоляционная лента, неширокий бумажный скотч, обмоточный провод. Кусочек фольгированного стеклотекстолита, такой же кусочек алюминия 3…5мм толщиной. Монтажный провод, крепеж, термотрубка. Припой (использовал безсвинцовый – олово-серебро-медь), флюс к нему. Капроновые стяжки.

Итак, несмотря на то, что здесь описан именно усилитель, началось все со сборки макета блока питания – высоковольтный выпрямитель-стабилизатор на полевом транзисторе, стабилизаторы накала.

Здесь, проверка работоспособности стабилизаторов, проверка игольчатого радиатора — справляется ли с утилизацией тепла. Поскольку усилитель работает в режиме «А», то ток покоя постоянен и не зависит от выходной мощности – для проверки питания, достаточно имитировать соответствующей сопротивление, накал он накал и есть, ему вообще все равно работает лампа или нет.

Выходной трансформатор, можно конечно и поменьше, но уж гулять так гулять – использован несколько переделанный сетевой трансформатор, на кольцевом магнитопроводе «торроидный», габаритной мощностью 400Вт. Здесь, в отличии от классических выходных трансформаторов требования существенно ниже – минимальное секционирование – половина вторичной обмотки-первичная-вторая половина вторичной. Это если соединять вторичные обмотки последовательно.
Требуемый коэффициент трансформации — 20…22.

Макет одного канала усилителя, конденсаторы – батарея, набрана из конденсаторов с бумажным и бумаго-масляным диэлектриком, принято думать, что их применение очень идет на пользу звучанию лампового усилителя. Мешок их, добытый большим количеством рейсов на блошиный рынок, разсортирован и отобраны бойцы, подходящие по напряжению. Последние, разделены на четыре равные части.
Монтаж макета усилителя ведется навесным способом на куске толстой фанеры, чтобы конструкцию можно было переносить со стола к акустической системе для прослушивания, любопытно-же, что там получилось.

А получилось о-ччень недурно, но в готовой конструкции будет еще лучше – уйдут лишние провода, укоротятся соединения.

Огромная батарея конденсаторов, ясное дело, окультуривалась. По две штуки в отдельную коробку – для оптимизации компоновки усилителя. Вообще, в этой конструкции, принято волевое решение уделить максимум внимания качеству звука, остальное – масса, габариты, выходная мощность – во вторую очередь. Отсюда однокаскадность – меньше искажений, огромные выходные трансформаторы и батареи бумажных конденсаторов.

Да, конденсаторы. Отдельные конденсаторы были аккуратно вынуты из жестяных корпусов, пришлось повозиться с ножовкой по металлу, и сформованы в компактные батареи, по две изолированных друг от друга батареи, емкостью около 100мкф, на напряжение не ниже 500В. «Раздевание» бумажных конденсаторов, по отзывам коллег, благоприятно влияет на звук, ну и существенно уменьшает габариты батареи конечно. Нижние конденсаторы батареи маслонаполненные и снимать с них кожух не стал. Вводы сделаны толстой медной луженой проволокой.

Из тонкой фанеры вырезаны стенки коробок для конденсаторных батарей, после лакирования, коробки склеены термоклеем, в них помещены сами батареи и залиты эпоксидной смолой смешанной с сухим, просеянным песком. В углы коробок, до заливки, вставлены отрезки шпильки М6 с гайкой и усиленной шайбой, чтобы труднее было выдернуть.

Корпус у ламповых схем довольно своеобразный и обусловлен массой и расположением выводов у довольно большого числа «установочных» радиоэлементов – электролитических конденсаторов на высокие рабочие напряжения, трансформаторов, дросселей, ламповых панелек. Эти элементы механически крепятся, часто имеют короткие жесткие выводы с одной стороны, преотлично выполняющие роль контактных лепестков для менее крупных элементов. Крупные элементы крепятся на шасси с небольшим «подвалом», куда выпущены выводы. В подвале шасси, как правило, и осуществляется весь монтаж навесным способом.

На «корпусе» лежит фанерная пластинка для установки разъемов питания – один для подключения напряжения накала ламп, второй для анодного напряжения. Первоначально планировал применить DB-9, вроде тех, что применяются для COM портов системного блока компьютера и панелька для них, подумав, усилил это место на 2РМГ.

Выступающие коробки конденсаторных батарей, служат прекрасной подставкой для усилителя в перевернутом, «монтажном» состоянии, что весьма удобно при настройке и доработках, не нужно выдергивать из панелек лампы, можно вместе с ними включать, мерить нужные параметры. Осталось только установить разъемы питания. Пока, усилитель работал, пропустив провода питания через отверстия для разъемов.

Два брата-акробата. 2РМГ, герметичные, не хухры-мухры, усилитель можно теперь под водой включать. Один для накала, второй для анодного напряжения.

Готовый усилитель, сзади макет блока питания, он будет в отдельном корпусе.

Вид на монтаж, элементы не указанные на схеме – по два резистора 100 Ом каждый, на каждую пару ламп – искусственная средняя точка накала — сильно уменьшает фон.

Подборка схем усилителей аналогичной топологии:

Схему этого усилителя разработали замечательные аудиоконструкторы, Александр Бокарев и Александр Резвой. Вообще говоря, это семейство усилителей в разные вариантах, в которых, работают разные лампы – 6С15П, 6С45П, 6Э5П их комбинации и по разному, организуется смещение усилительной лампы, что влияет на окраску звука. Усилитель однокаскадный, однотактный, с выходной мощностью 1…3Вт, в зависимости от сопротивления нагрузки.

Схема усилителя очень проста, но несколько непривычна. Упомянутый SRPP – английская аббревиатура, и на нормальном языке зовется – усилительный каскад с активной или динамической нагрузкой или каскод. У этой схемы есть довольно много достоинств и применятся она, чаще всего не в выходных каскадах звуковых усилителей, но вот и сюда добралась. Здесь же, ее первостатейное преимущество по сравнений с классическим однотактным каскадом – отсутствие протекания постоянного тока через выходной трансформатор. Это позволяет сделать последний без немагнитного зазора, что существенно увеличивает индуктивность первичной обмотки и не допустит «завала» АЧХ на низких частотах. А значит, будут басы. Вообще, в этой схеме требования к главному элементу — выходному трансформатору, весьма облегчены. Тем и хороша.

Радиола стоит на столе,
Я смотрю на тень на стене.
Тень ко мне повернулась спиной,
Тень уже не танцует со мной.

Какие-то скрипки, где-то впились
В чьи-то тонкие плечи.
Эта музыка будет вечной,
Если я заменю батарейки.

Наутилус Помпилиус – «Эта музыка будет вечной»

В ламповых схемах звуковых усилителей, есть еще один участок, построение которого, вносит заметную окраску звука – смещение усилительного каскада. На схеме выше, оно организовано резистором R7, шунтированным электролитическим конденсатором и называется «автоматическое». То есть, нужное напряжение получается при прохождении тока анода через сопротивление резистора. Экспериментальным путем, выяснено, что лучше всего звучат усилительные каскады в катодах которых нет резистора (или стабилитрона – еще один способ). Это позволяет сделать «фиксированное» смещение – подача отрицательного напряжения на сетку лампы. В мощных усилительных лампах, где это напряжение достигает не одного десятка вольт, его подают от отдельного выпрямителя, здесь же, можно применить гальванический элемент. Экспериментами, выяснено, что такой способ предпочтительнее в смысле звучания усилителя.

Читайте также:  Почему не подключается роутер к ноутбуку

Фрагмент схемы усилительного каскада со смещением батарейкой. Батарея литиевых гальванических элементов, напряжением 3.6 В, есть в продаже. Более того, существуют варианты с длинными проволочными выводами для пайки, что существенно упрощает дело – паяются элементы вроде часовых, плохо, с риском для их емкости или вообще работоспособности, а маломощная контактная сварка, мало у кого есть.

Каскад со смещением гальваническим элементом, субъективно, звучит очень хорошо и упрощает схему. Из-за высокого сопротивления нагрузки, ток его разряда ничтожен и даже часового элемента, хватает на долгие годы. Однако, требуется периодически проверять его состояние – при уменьшении напряжения смещения (разрядка элемента) анодный ток лампы увеличивается и в конце концов, выходит за пределы допустимого – лампа выходит из строя.

Существуют различные способы контроля, простейший из которых – периодически проверять напряжение «тестером». Надежный и простой способ индикации разряда элемента – включить последовательно, в анодную цепь светодиод, шунтированный резистором. Резистор подбирается таким образом, чтобы при увеличении анодного тока лампы (разряд элемента в цепи смещения), на нем образовалось падение напряжения, достаточное для свечения светодиода.

Что было использовано при работе.

Инструменты, оборудование.
При изготовлении корпуса усилителя применялась циркулярная пила, электрическая дрель, плоскошлифовальная машинка. Набор обычного ручного инструмента – отвертки, плоскогубцы, напильники. Пригодилась ножовка по металлу. Для сверления отверстий в монтажной плате потребовалась сверлилка маленьких отверстий – 1…1.5мм. Для электромонтажа – набор соответствующих инструментов, понятно паяльник, а лучше два – средний и покрупнее, принадлежности к ним. Для лакирования — посуда, кисти, ветошь. Пистолет для термоклея, посуда для приготовления компаунда для заливки. Мультиметр, лучше два. Строительный или специальный фен для работы с термотрубками.

Материалы.
Кроме радиоэлементов, понадобилась толстая фанера для корпуса, тонкая для корпусов конденсаторов, ЛКМ, изоляционная лента, неширокий бумажный скотч, обмоточный провод. Кусочек фольгированного стеклотекстолита, такой же кусочек алюминия 3…5мм толщиной. Монтажный провод, крепеж, термотрубка. Припой (использовал безсвинцовый – олово-серебро-медь), флюс к нему. Капроновые стяжки.

Итак, несмотря на то, что здесь описан именно усилитель, началось все со сборки макета блока питания – высоковольтный выпрямитель-стабилизатор на полевом транзисторе, стабилизаторы накала.

Здесь, проверка работоспособности стабилизаторов, проверка игольчатого радиатора — справляется ли с утилизацией тепла. Поскольку усилитель работает в режиме «А», то ток покоя постоянен и не зависит от выходной мощности – для проверки питания, достаточно имитировать соответствующей сопротивление, накал он накал и есть, ему вообще все равно работает лампа или нет.

Выходной трансформатор, можно конечно и поменьше, но уж гулять так гулять – использован несколько переделанный сетевой трансформатор, на кольцевом магнитопроводе «торроидный», габаритной мощностью 400Вт. Здесь, в отличии от классических выходных трансформаторов требования существенно ниже – минимальное секционирование – половина вторичной обмотки-первичная-вторая половина вторичной. Это если соединять вторичные обмотки последовательно.
Требуемый коэффициент трансформации — 20…22.

Макет одного канала усилителя, конденсаторы – батарея, набрана из конденсаторов с бумажным и бумаго-масляным диэлектриком, принято думать, что их применение очень идет на пользу звучанию лампового усилителя. Мешок их, добытый большим количеством рейсов на блошиный рынок, разсортирован и отобраны бойцы, подходящие по напряжению. Последние, разделены на четыре равные части.
Монтаж макета усилителя ведется навесным способом на куске толстой фанеры, чтобы конструкцию можно было переносить со стола к акустической системе для прослушивания, любопытно-же, что там получилось.

А получилось о-ччень недурно, но в готовой конструкции будет еще лучше – уйдут лишние провода, укоротятся соединения.

Огромная батарея конденсаторов, ясное дело, окультуривалась. По две штуки в отдельную коробку – для оптимизации компоновки усилителя. Вообще, в этой конструкции, принято волевое решение уделить максимум внимания качеству звука, остальное – масса, габариты, выходная мощность – во вторую очередь. Отсюда однокаскадность – меньше искажений, огромные выходные трансформаторы и батареи бумажных конденсаторов.

Да, конденсаторы. Отдельные конденсаторы были аккуратно вынуты из жестяных корпусов, пришлось повозиться с ножовкой по металлу, и сформованы в компактные батареи, по две изолированных друг от друга батареи, емкостью около 100мкф, на напряжение не ниже 500В. «Раздевание» бумажных конденсаторов, по отзывам коллег, благоприятно влияет на звук, ну и существенно уменьшает габариты батареи конечно. Нижние конденсаторы батареи маслонаполненные и снимать с них кожух не стал. Вводы сделаны толстой медной луженой проволокой.

Из тонкой фанеры вырезаны стенки коробок для конденсаторных батарей, после лакирования, коробки склеены термоклеем, в них помещены сами батареи и залиты эпоксидной смолой смешанной с сухим, просеянным песком. В углы коробок, до заливки, вставлены отрезки шпильки М6 с гайкой и усиленной шайбой, чтобы труднее было выдернуть.

Корпус у ламповых схем довольно своеобразный и обусловлен массой и расположением выводов у довольно большого числа «установочных» радиоэлементов – электролитических конденсаторов на высокие рабочие напряжения, трансформаторов, дросселей, ламповых панелек. Эти элементы механически крепятся, часто имеют короткие жесткие выводы с одной стороны, преотлично выполняющие роль контактных лепестков для менее крупных элементов. Крупные элементы крепятся на шасси с небольшим «подвалом», куда выпущены выводы. В подвале шасси, как правило, и осуществляется весь монтаж навесным способом.

На «корпусе» лежит фанерная пластинка для установки разъемов питания – один для подключения напряжения накала ламп, второй для анодного напряжения. Первоначально планировал применить DB-9, вроде тех, что применяются для COM портов системного блока компьютера и панелька для них, подумав, усилил это место на 2РМГ.

Выступающие коробки конденсаторных батарей, служат прекрасной подставкой для усилителя в перевернутом, «монтажном» состоянии, что весьма удобно при настройке и доработках, не нужно выдергивать из панелек лампы, можно вместе с ними включать, мерить нужные параметры. Осталось только установить разъемы питания. Пока, усилитель работал, пропустив провода питания через отверстия для разъемов.

Два брата-акробата. 2РМГ, герметичные, не хухры-мухры, усилитель можно теперь под водой включать. Один для накала, второй для анодного напряжения.

Готовый усилитель, сзади макет блока питания, он будет в отдельном корпусе.

Вид на монтаж, элементы не указанные на схеме – по два резистора 100 Ом каждый, на каждую пару ламп – искусственная средняя точка накала — сильно уменьшает фон.

Подборка схем усилителей аналогичной топологии:

Ссылка на основную публикацию
Украли сумку с документами что делать
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции приостановлен личный прием граждан в судах. Смотреть как изолируются...
Титан квест охота земля
Продолжаем проходить Нормальный уровень сложности оригинальной игры Titan Quest теперь в кооперативе. Окунаемся в атмосферу древности, эпоху героев и великих...
Титан квест секретная комната
Мой канал на youtube - http://www.youtube.com/user/GGPharmacist Записи предыдущих частей — http://www.youtube.com/playlist?feature=edit_ok&list=PLjjvJi9Qjo0PjJQUgjyL4ewNXV4LB7Q28 Онлайн трансляции вы можете увидеть на канале GG!! -...
Ультра исо вам необходимо иметь права администратора
Очень многие пользователи, когда им нужно сделать загрузочную флешку Windows или с дистрибутивом другой операционной системы, прибегают к использованию программы...
Adblock detector