Сканер для оцифровки пленки

Сканер для оцифровки пленки

Немного предисловия

Сначала даже мысли не было писать статью, все казалось обыденным и малоинтересным. Но к своему удивлению, занимаясь на новогодних выходных приведением в порядок фотоальбомов, с интересом заметил, что не только я решил посвятить этому полезному делу праздничное время. Соответствующая по тематике статья «Опыт создания каталога и индексации семейного фото-архива. Индексация и оцифровка фотопленок» была и на хабре. Чуть позже появилась еще одна статья «Метаданные для организации хранения фото-архива». Посему решил поделиться каким-никаким опытом, может что по крупицам кому и пригодится.

В общем-то идея отсканировать и упорядочить старые фотографии, конечно же, вынашивалась давно, на такой объем работ по сканированию старых фотопленок (больше сотни) и фотографий (тысячи) решиться непросто. Вообще еще с детства хотел, чтобы у меня были оцифрованные старые фотографии прапрабабушек-прадедушек, и вот наконец спустя 20 лет решил сподвигнуться на это дело.

Сканер

Первое, в чем был вопрос — естественно сканер. В свое время, лет 7 назад, пытался оцифровывать негативы и решил запасти пленочный сканер. Денег особо не было, выбрал что подешевле, им оказался Miktotek Filmscan 35.

По сравнению с монстрами сканирования, стоил он копейки, но и результат выдавал устрашающий. Я использовал к нему Silverfast как наиболее продвинутый софт в то время (может и сейчас). Не знаю, почему, но иногда мне при разных проходах это чудо выдавало то синюю, то зеленую фотку, то зависало все, это было непредсказуемо и очень грустно, над каждым кадром приходилось корпеть по 10-15 минут, выправляя гистограммы и осуществляя прочие танцы с бубном. Вобщем этот процесс отбил у меня охоту сканировать пленки на несколько лет, сканер так где-то и валяется.

Сейчас, обдумав все за и против, было решено следующее.
Было несколько моментов, которые надо было учесть:

  • сканировать по большей части буду не я, а родители, благо у них время сейчас есть
  • сканировать надо не только пленки, но и фото
  • сканировать надо много
  • сказочного бюджета нет

Кроме всего означенного я понимал, что сейчас пленка уже не является актуальным носителем, и поэтому скорее всего сканировать надо будет только один раз, правда может уйдет на это много времени.

Итак, пленочные сканеры отпали по двум причинам:
во-первых, предыдущий опыт показал, что за дешево нормальный такой агрегат не купить, а то, что дешево — ой, такой ад второй раз я не вынесу.
Во-вторых, покупать отдельно сканер для фоток и отдельно для пленки — тоже как-то дороговато и нецелесообразно.
Тем более, сказал я себе, если попадется что хорошее — отнесу в профессиональную лабораторию, уж на десяток кадров можно и разориться.

Посмотрев, что есть в продаже из того, что умеет сканировать кроме бумаги еще и пленку, выяснилось, что выбор невелик: или опять же заоблачные цены, или всего пара-тройка вариантов. Перерыв все работающие сразу после праздника магазины оказалось, что есть следующие приемлемые варианты:

  • Epson Perfection V330 Photo (A4, 4800 x 9600 dpi, USB 2.0, CCD,Film Adapter)
  • Epson Perfection V370, Photo (A4, 4800×9600 т/д, CCD, USB 2.0)
  • Canon CanoScan LiDE 700F (A4 9600х9600dpi 48bit CIS Слайд-адаптер USB2.0)
  • Canon CanoScan 5600F (A4 4800х9600dpi 48bit Слайд-адаптер USB2.0)

Остальное было или слишком дорого, от 10000, или, наоборот, ничего не умело. К сожалению, CanoScan 5600F отпал по причине отсутствия в данный момент в продаже, хотя по описанию очень неплох. Остальные оказались, по отзывам, примерно одинаковыми, но решающую роль сыграл тот факт, что для Epson’ов были драйвера для Linux, а поскольку хотелось бы работать не только под виндой, то в конце концов выиграл Epson Perfection V330 Photo. Нигде не смог узнать, чем же 330 модель отличается от 370, но поскольку линуксячьи драйверы упоминались только для 330, то остановился на нем, так сказать, «во избежание».

Драйверы берут на сайте AVASYS.

К сожалению под линукс попробовать еще не успел, но в виндовом софте понравилась функция удаления дефектов — на черно-белых старых фотографиях работает на ура. Но с ней тоже надо быть осторожным — иногда может за дефект посчитать что-то стоящее.

В отзывах по поводу сканера местами упоминается проблема с появлением полос при сканировании пленок — но я такого пока не наблюдал. Тем не менее на мой взгляд вот кое-что полезное по этому поводу, найденное в одном из отзывов на яндекс-маркете: «Спустя два года могу отчитаться об итоге расследования: в рамке сканера есть калибровочное окошко, где устанавливается баланс белого. Если туда попадают пылинки — получаются „битые пиксели“, которые при прогоне каретки дают полосы. Это, скорее всего, конструктивный дефект новой светодиодной подсветки (но кто же в этом сознается. ). Итак господа, если у вас есть такой сканер,
удаляйте пыль.»

С каким разрешением сканировать — этот вопрос был не последним. Сканер выдает максимум 4800х9600, но при попытке выставить такое при скане фото 9х13см система стала материться на масштаб, пришлось уменьшать.

Критерий выбора разрешения простой: если считать, что печатать можно со стандартным разрешением 300dpi, то чтобы получить такое же изображение, надо иметь минимум 300dpi. Учитывая, что фото старые, то смысла сильно завышать эту цифру нет — все равно физическое разрешение не позволит получить качество из ничего. Опять же, вряд ли кто-то когда-то захочет печатать плакат с изображение прадеда на формате А1 или даже А4. Если кто и напишет книжку — то вряд ли будет картинка больше чем на лист. Вобщем решил, что для совсем старых сойдет двукратное превышение, для более качественных и более поздних — трехкратное, т.е. 600dpi и 900dpi соответственно. Далее выбрал то, что было наиболее близко из того, что выдала софтина, что шла со сканером.

Для негативов решил использовать максимум — не зря же покупал с таким разрешением… Скорее всего это перебор 4800х4800dpi, но всегда можно потом урезать, но главное, что потом уже не придется пересканировать с другими параметрами и можно спать спокойно.

Сканы сохраняются, естественно, ни в коем случае не в jpeg, дабы избежать потерь на сжатие. Все — только tiff. Вроде, конечно, место кушает побольше, но зато раз отсканировать — и потом проблем не знать: что хочу, то и делаю. К этому я тоже пришел не сразу, но практика показывает, что если сэкономить сейчас — потом буду жалеть и возвращаться к этому вопросу, а так, если все по-максимуму — то потом и сожалеть не о чем.

Читайте также:  Reboot to download mode что это

Каталогизация

Естественно, после оцифровки надо все это дело как-то разгребать. Основной задачей было подписывание пра-пра-родственников, ибо я хотел сохранить историю семьи на будущее, а без грамотных комментариев там никто никогда не разберется.

Вариант сразу обрабатывать фотки и выкладывать на сайт не подходил по двум причинам: во-первых, надо обработать все и сразу, а это время, да и родители в этом ничего не понимают; во-вторых, технологии меняются, и кто б знал, как через пару десятков лет будет выглядеть сайт, если вообще он будет как-то существовать.

Использование умной программы-каталогизатора не подходила по той же существенной причине — нет никакой гарантии, что через несколько десятков лет эта софтина будет жива и соотвественно никто не поймет, что, где и как хранится в ее умном уникальном формате.

На ум пришло решение хранить описание в обычном текстовом файле с тем же именем, что и фото — текст он и в африке текст, наверняка прочитать сможет кто угодно спустя десятиления, даже если придумают еще какой-то супер-юникод, все же это намного надежнее, чем специальный софт. Но как программист я с ужасом смотрел на этот вариант — ну некрасиво и все тут. Да и неудобно в процессе работы.

Родители сказали, что вообще хотят как в ворде — вот фотка, вот подпись — и все понятно. От такого предложения волосы встали дыбом, ибо опять же — сегодня ворд есть — завтра его нет.

Еще один вариант — хранить подписи в EXIF. Тут смущало то, что при обработке картинок многие софтинки EXIF просто игнорируют, в результате потерять драгоценные подписи может оказаться невосполнимым.

В общем, проанализировав всю ситуацию, принял решение: скнируем фото, подписываем его в виде EXIF и потом все эти картинки с подписями делаем read-only, дабы не было никакого соблазна что-то менять, и таким образом гарантируем сохранность информации. Хочется менять — делай копию — и вперед. Ну и бэкапы конечно. И вообще, в конце концов на то мы и программисты, дабы набросать небольшой скриптик, чтоб весь EXIF можно было на всякий случай экспортнуть в текстовый файлик, «во избежание» 🙂

Для работы с EXIF в линуксе есть куча инструментов командной строки, но это неприемлемо для удобной работы с большим количеством картинок. Тем не менее, вот что есть: exif , exiftool , exiv2 , погуглив, можно найти более подробную информацию. Далее я использовал exiftool для пакетной обработки, но об этом позже.

Смотрим, что есть из GUI. Поизучав, что нам предлагает OpenSource сообщество, как-то остановился на DigiKam — «digiKam is an advanced digital photo management application for Linux, Windows, and Mac-OSX», как написано у них на сайте.
Редактировать я решил в GIMP, GNU Image Manipulation Program, аналог фотошопа, но opensource. Поэтому возможность редактировать фото для софтины каталогизации отдельно не требовалась, а вот в самой каталогизации подкупили несколько вещей.

Во-первых, DigiKam редактирует EXIF, что мне и надо.

Во-вторых, все фото сразу на экране, подписываем в окошке рядом и сразу переходим к следующей — быстро, просто и удобно.

В-третьих, было замечено, что в самой EXIF есть несколько похожих тэгов для комментирования: Comment, UserComment, ImageComment, так вот, DigiKam пишет сразу во все, так что вероятность, что эту информацию прочитает другой софт, достаточно велика.

Кроме того, читая отзывы, меня порадовала мысль, что кроме просто EXIF софтинка умеет вести каталог, причем ничего никуда не копируя, в отличие от многих других, а просто обрабатывая все на месте. Это было огромным плюсом — я не искал эту возможность изначально, но она оказалась как нельза кстати. И что мне понравилось — кроме занесения инфы в EXIF, она пишет ее в свою базу и потом фото удобно сортировать и искать по меткам, тэгам, описаниям и т.п. И даже если в какой-то момент софт исчезнет и база тоже — то копия данных останется в EXIF, что, собственно, мне и надо.

Некоторые интересные мысли по каталогизации описаны в уже упоминавшейся статье «Опыт создания каталога и индексации семейного фотоархива. Индексация и оцифровка фотопленок». Так вот, все или почти все эти данные тоже можно держать в EXIF и при необходимости экспортить в любой формат, как нам будет удобно.
Дополнительным плюсом DigiKam является то, что можно в качестве обложки альбома можно выбрать любое фото, а мысль иметь в качестве обложки фото самого бумажного альбома мне понравилась, за что спасибо автору.

Еще один неочевидный момент, с которым я столкнулся при работе с DigiKam: если нет прав на запись в фото-файл, то софтина молча пишет только в свою базу, никак не давая понять, что есть проблемы. Я долго пытался разобраться, почему подпись в проге есть, а в файле — нет, тем более, что в настройках установлена опция «сохранять в файле». Так вот, имейте это в виду — проверяйте права доступа, а то можете потом долго материться.

Выкладываем на сайт

Итак, решены основные задачи — сканирование и каталогизация. Теперь настало время похвалиться перед родственниками, показать знакомым фото. Естественно путем выкладывания фото на сайт. Не так давно я уже делал софтинку для этого дела: сложил нужные фото в
каталог, запустил — и готово, сделался альбом. Об этом я писал на хабре в прошлый раз, «Simple automation: фотоальбом». Теперь же, используя DigiKam, я решил, что прямо в EXIF-тэгах можно помечать фото, надо его помещать в фотоальбом или нет, поскольку при сканировании были всякие картинки, которые на сайт выкладывать не стоит. Да и комментарии теперь можно брать из EXIF.

Читайте также:  Как настроить скорость интернета на роутере

Вроде бы все хорошо, да не очень.

На сайте все обрабатывается в PHP, и там есть, как мне казалось, замечательная функция для работы с EXIF, read_exif_data() , но как показала практика, эта недофункция показывает только часть данных, абсолютно умалчивая про остальное. Перерыл все что мог — и мечта о легкой жизни канула в лету, пришлось вытаскивать EXIF из файлов на этапе генерирования альбома, благо инструменты командной строки имеют место быть.

В итоге переписал скрипт, вспомнив язвительный комментарий к предыдущей своей статье «Генератор php-файлов на Perl… Месье знает толк. », посмеялся про себя, что все же был прав, что полностью не положился на PHP — вот она мне подставила бы сейчас ножку, а так пара минут — и проблема решена.

Итак, при обработке фото в DigiKam помечаем фото флажком (он там называется PickLabel). Флажок пишется в файл в EXIF. Когда процессим все файлы из каталога — вытаскиваем флажок с помощью exiftool:

Ну и далее в зависимости от флажка — если стоит — то процессим, если нет — пропускаем. Все задается в командной строчке, дабы было удобно. На самом деле тут можно обрабатывать много всего, это уже на вкус и цвет кому что надо.

Ссылка на исходники, если вдруг кому-то понадобится внимательно посмотреть или даже применить: photo_album-r143.tar.gz. Как пользоваться — упомянуто в предыдущей статье, не буду повторяться.

На этом спасибо за внимание, а если кому пригодилось — то безмерно рад.
Критика приветствуется.

UPD: Вот случайно нашел еще на хабре про сканирование негативов — удивляюсь, как раньше не заметил. Пусть будет тут до кучи.

В данной статье мы приводим примеры сканирования фотопленок на домашних (любительских) сканерах, оснащенных слайдмодулями и на профессиональных пленочных фильмсканерах.Так же вы поймете, почему не рекомендуется сканировать свои пленки в неизвестных фотоцентрах, а лучше отнести их профессионалам, работающим на высококачественном оборудовании.

Если в магазине вам предлагают купить планшетный сканер или МФУ и обещают, что вы сможете сканировать фотопленки и слайды с потрясающим качеством — ВЕРОЯТНО, ВАС ОБМАНЫВАЮТ! Почему? Читайте этот обзор.

Любительские пленочные сканеры

На этой странице представлены образцы сканирования цветной негативной фотопленки (оцифровки цветного негатива) на разных типах пленочных сканеров, как любительских, так и профессиональных систем Nikon, Pakon, Noritsu, которыми оснащена наша лаборатория. Для примера был взят отрезок обычной любительской цветной негативной фотопленки. Цветной негатив был отснят и проявлен в конце ноября 1998 года. Съемка велась обычной бюджетной «мыльницей», а проявка была сделана в обычной фотолаборатории. В общем, типичная ситуация для тех лет.

На первом образце — вы можете видеть скан, сделанный на домашнем планшетном сканере. Такой результат ожидает владельцев планшетных сканеров среднего ценового диапазона 10000 — 40000 рублей, оснащенных слайдмодулями.

Такие сканеры не оснащены дорогостоящей системой удаления пыли и царапин Digital ICE. В результате чего мы наблюдаем на скане присутствие следов царапин и пятна. Сильное искажение цветов является результатом использования недорогих светодиодных модулей, предназначенных, в первую очередь, для сканирования документов на отражение, где не требуется точная цветопередача. Время сканирования для формата печати 10х15 см — порядка 2-х минут/ кадр.

Второй образец — скан, сделанный на планшетном сканере, имеющем функции удаления царапин и восстановления цветов. Такой результат ожидает владельцев планшетных сканеров PRO-класса среди домашних: Epson V850, ценового диапазона 60000 — 90000 рублей. Данные модели сканеров хорошо справляются со сканированием корректно отснятых и качественно проявленных фотопленок, вариант с более проблемной любительской пленкой приведен ниже.

Цвета удалось, в какой-то мере, исправить, частично удалились следы повреждения поверхности фотопленки, не затрагивающие глубокие слои эммульсии. Однако цвета все равно оставляют желать лучшего. За счет применения технологии удаление пыли и царапин Digital ICE или ее аналогов, время сканирования для формата печати 10х15 см , с учетом введения коррекции существенно возрастает до 4-10 минут кадр. Конечно, в этом случае скорость обработки еще зависит и от мощности компьютера, и от плотности изображения, и от количества царапин на поверхности.

Так же у этих сканеров есть еще один недостаток — все они сканируют через стекло, которое рассеивает свет и резко снижает четкость изображения. У фильмсканеров (пленочных сканеров) этот недостаток отсутствует, так как, стекол, в большинстве своем, там нет, а если и присутствуют в некоторых холдерах (держателях сканируемого материала), то они имеют антиньютоновское покрытие и просветленные линзы, а так же имеют специальный химический состав, исключающий рассеивание (астрономическое стекло).

Таким образом, заплатив за EPSON V850 1000 долларов, самостоятельное сканирование одной пленки на 36 кадров займет минимум 3 часа. Давайте посчитаем, сколько пленок, при цене от 200р за штуку, можно было бы отсканировать в лаборатории!

Простая арифметика — за стоимость любительского сканера, в лаборатории вам отсканируют более 300 фотопленок на профессиональном оборудовании, что сэкономит вам 930 часов сканирования или 38 дней жизни! Впечатляет, не правда ли?

Третий образецэто стоящий особняком девайс, очень широко рекламируемый в интернете сканер QPIX FS-170, он же VuPoint, он же AVE, он же Hama, он же ITNS, он же Nippon, он же Plustek, он же Pandigital PANSCAN, он же Jay-tech, он же ION, он же TOMTOP, он же Wolverine F2D, он же Bower Digital Film Converter и еще очень много разных его названий — жалкая пародия на пленочный сканер.

Выглядеть может подобным образом:

Тестовое сканирование велось в двух режимах:

Базовые настройки: на примере сканирования в базовом режиме видно, что сканер не только не справился с цветопередачей, но и вытащил абсолютно все повреждения с поверхности фотопленки. Честно говоря, такого отвратительного результата мы не ожидали увидеть, ведь даже у простых планшетных сканеров со слайдмодулями, не оснащенных функцией удаления дефектов качество сканирования намного выше!

Режим автокоррекции: при сканировании в режиме автокоррекции результат еще хуже: слишком завышен контраст, увеличена зернистость, и еще больше проявились разного рода царапины и дефекты. Время сканирования одного кадра для последующей печати 10х15, с учетом предварительного просмотра около 3 минут.

Не попадитесь на рекламный трюк — результат сканирования вы видите.

Читайте также:  Как сделать логин и пароль в одноклассниках

Профессиональные пленочные фильмсканеры

Четвертый образец сделан на профессиональном сканере Noritsu S4 — HS1800 (Япония) в автоматическом режиме. Мы не редактировали изображение, не применяли Photoshop. Как вы видите, царапины и пыль были прекрасно удалены при помощи сканирования в инфракрасном спектре с помощью запатентованной Kodak технологии Digital ICE. Хотя, на наш взгляд, цвета несколько холодноваты, но и скан выполнялся в полностью автоматическом режиме сканирования. Однако, нам удалось избавиться от максимума дефектов на изображении, а цвета легко поправить в момент сканирования или потом в фоторедакторе (напоминаем, что для чистоты эксперимента сканирование велось в полностью автоматическом режиме). Время сканирования всех 36 кадров фотопленки для формата печати 10х15 см — 1 минута 20 секунд. Неспроста его стоимость на данный момент составляет более миллиона рублей! Скан выполненный на фильмсканере Noritsu при ручной коррекции, был бы более «теплым», но технология сканирования, по сути, очень схожа. Также Noritsu обладает более высоким разрешением, что позволяет получить с стандартной 35-мм фотопленки скан размером в 30 Мегапикселей! В связи с тем, что Noritsu S4 сканер мультиформатный, в отличие от Pakon и с бОльшим оптическим разрешением в 5000 Dpi, позволяющий сканировать различные типы фотопленок, в зависимости от вставленной рамы, стоимость его выше — на данный момент цена его составляет более 10 000 долларов.

Пятый образец — сделан на одном из лучших флагманских пленочных сканеров — Nikon Supercoolscan 9000 тоже в автоматическом режиме. На этом скане наиболее точное воспроизведение цветов, передача полутонов, практически полное удаление дефектов, сглажена зернистость фотопленки.

Nikon позволяет получить максимально точную и плавную передачу полутонов, за счет применения 48 битной структуры выдаваемого изображения, а так же возможного использования многопроходного сканирование (до 8 проходов). Но за качество приходится платить — время сканирования фотопленки в 36 кадров превышает 1час 20 минут! Время сканирования у Nikon переменное, во многом зависит от экспозиции (плотности) кадра и состояния фотопленки. Для формата печати 10х15 см изображение сканируется от 2 минут до нескольких часов (наш рекорд: 18 часов 7 минут 38 секунд). Скорость сканирования зависит и от режимов сканирования и количества проходов. Именно поэтому, не смотря на то, что наша лаборатория оборудована 9-ю подобными фильсканерами, мы не можем точно указать срок сканирования на Nikon. Ориентировочная стоимость сканера NIKON SUPER COOLSCAN 9000ED составляет сейчас более 350 000 рублей.

Вместо Выводов

Если вы хотите действительно качественно оцифровать ваш домашний архив, или избранные фотопленки, мы настоятельно рекомендуем уточнять в выбранной вами лаборатории, на каком оборудовании будет выполнен ваш заказ. Будьте готовы к тому, что во многих фотоцентрах, на вопрос о модели сканера, вы услышите только расплывчатую характеристику: «профессиональный». Мы советуем обходить стороной подобные места, так как чаще всего их владельцев не желают приобретать дорогостоящие системы стоимостью до миллиона, а так же тратить время на обучения персонала для работы на них. Какую модель сканера выбрать для заказа — решать вам.

Nikon Supercoolscan при стоимости сканирования от 400р за пленку, даст более качественную картинку по передачи полутонов при выводе в Tiff 48 bit и многопроходном сканирование с функцией Super Fine Scan, но расплатой за это будет значительно большее время выполнения сканирования, а в следствии и ее стоимость. Многие фотолаборатории в Москве, качественно работающие на Nikon Coolscan обрабатывают заказы от 2-х недель до месяца. Nikon можно сравнить с ручным, мануальным режимом в фотоаппарате — в руках опытных лаборантов он выдаст максимум, на что способна фотопленка. Однако будьте готовы к тому, что результат придется дорабатывать в фоторедакторе под ваши нужды: так Tiff 48 bit невозможно напечатать или просмотреть на планшетах без предварительной конвертации.

При сканировании от 250р за пленку на Noritsu S4- HS1800, вы значительно быстрее и дешевле получите итоговый материал, без необходимости проводить дополнительную обработку в фоторедакторе. Но этот материал будет несколько более поверхностным, но более чем достаточным для последующей печати до 40х60см или архивного хранения. В любом случае, какой бы вы не выбрали для себя вариант — Nikon или Noritsu — вы получите превосходное качество в сравнении с любительскими системами!

Если в Вашем архиве завалялись старые негативы, которые хотелось бы перевести в цифровой формат, у Вас есть возможность отсканировать их. Но простое сканирование для этих целей не подойдет. Для того чтобы всё получилось, нужен мощный источник света, который должен находиться за негативом или много функциональный сканер.

Конечно, можно купить специальный сканер для пленок, но если у Вас уже есть обычное планшетное сканирующее устройство, вполне можно обойтись им. Для сканирования пленки или слайда можно использовать обычный картонный отражатель. Он будет захватывать свет, излучаемый сканером и отражать его с обратной стороны слайда. Такой отражатель даст возможность сканировать плену и слайды как обычные документы.

Для изготовления отражателя нам понадобятся следующие материалы:

Лист плотного картона формата A4 со стороной серебряного цвета
Карандаш
Ножницы
Скотч
Линейка

Приступим к использованию нашего отражателя. На стекло сканера положите пленку или слайд. Сверху поместите отражатель. Чтобы достичь хорошего результата выровняйте одну сторону слайда с центром отражателя. Крышку сканера закрывать не нужно. Можно приступать к сканированию. Если в результате на снимке получится неравномерное освещение, то можно попробовать положить тонкий лист папиросной бумаги между негативом и отражателем. Бумага рассеет световой поток и не даст сканеру захватывать пространство за пленкой.

Добившись удовлетворительного результата, нужно обрезать изображение по контуру слайда, так как сканер сканирует всё стекло, а нам нужен только маленький кадр. Обрезку можно сделать в любом графическом редакторе. Для получения наиболее четкого изображения нужно выполнять сканирование с высоким разрешением. Рекомендуется использовать 1200 DPI.

После сканирования нужно будет провести небольшие фотоманипуляции с изображением. Если Вы сканировали негатив, то придется инвертировать цвета. Это можно выполнить даже в Microsoft Paint, так что тут затруднений возникнуть не должно. Также можно провести небольшую обработку снимка в любом графическом редакторе. Рекомендуется повысить яркость или контрастность.

Ссылка на основную публикацию
Скайп вход по логину и паролю
Skype — это самый популярный сервис IP-телефонии, объединяющий сотни миллионов пользователей из всех уголков земного шара. Программа позволяет общаться посредством...
Самый лучший процессор для смартфона 2018
Год назад мы уже поднимали тему мобильных процессоров и она была тепло встречена читателями. За прошедшее время модельный ряд всех...
Самый лучший смартфон для фото
Хороший смартфон для съёмки фотографий должен работать быстро и иметь хороший корпус, но, кроме этого, также должен предложить очень хороший...
Скайп не видит камеру микрофон windows 7
Думаю ни для кого не секрет, что вы можете практически за бесплатно связаться с любым человеком в любой точке земного...
Adblock detector