Язык программирования скретч самоучитель

Язык программирования скретч самоучитель

Меня зовут Наталья Борисовна. Я педагог, имею первую квалификационную категорию. Занимаюсь с детьми программированием в среде Scratch 7 лет (4 года онлайн по Skype).
Показать полностью…

Предлагаю авторские занятия, разработанные на основе проектов лучших российских и зарубежных тьюторов Scratch. С января 2019 года программируем в новой версии Scratch 3.0!

Scratch — простой, понятный и невероятно весёлый язык программирования. В нём нет кодов, которые нужно знать назубок и писать без ошибок. Всё, что требуется, — умение читать и считать. Создать программу с помощью разноцветных блоков не сложнее, чем построить домик из конструктора!
Подробнее о Scratch: https://m.vk.com/pages?oid=-72314486&p=Что такое ..

Для детей-инвалидов и детей из многодетных семей скидки!

Одно из самых удивительных занятий нашего времени — программирование. Программисты знают команды языков программирования, которым подчиняются компьютеры, умеют соединять их в компьютерные программы. Они просто повелители компьютеров!

В 2003 году группа исследователей из Массачусетского Технологического Университета под руководством Митчела Резника решила создать общедоступный язык программирования. Через 4 года появилась среда Scratch (Скретч), программировать в ней могут даже дошкольники.


В названии языка скрывается несколько метафор. Scratch в переводе с английского — царапина, скрип, перо, каракуля, старт (to scratch значит царапать). Процесс склейки нескольких музыкальных произведений, которым занимаются современные диджеи, называется scratching. To start from the Scratch – начинать с нуля, на пустом месте, с самого начала (с основ). Мы можем начинать пользоваться языком с нуля, не обладая никакими предварительными знаниями о программировании.

Scratch — это новая бесплатная среда программирования, которая позволяет создавать собственные анимированные и интерактивные истории, презентации, модели, игры и другие произведения. Этими произведениями можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет.

Scratch базируется на традициях языка Лого, используя технологию хорошо известного в нашей стране конструктора Лего. В среде Scratch используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свои умения строить и программировать. Scratch создавался специально для того, чтобы подростки 8-16 лет использовали его самостоятельно. Эта новая технологическая среда позволяет им выразить себя в компьютерном творчестве.

В Скретче нет слов, которые нужно знать наизусть и уметь писать без ошибок. Программы в Скретче не пишут, а собирают с помощью мышки из готовых блоков-команд, похожих на блоки конструктора Лего. В любой момент в программу можно внести изменения. При этом вы сразу увидите, как они отражаются на её работе.


Скретч — инструмент создания разнообразных программных проектов: мультфильмов, игр, анимированных открыток, музыки, “живых” рисунков, интерактивных историй и презентаций, компьютерных моделей, обучающих программ.
Для создания программных проектов Скретч имеет все необходимые средства: язык программирования, графический редактор, систему помощи, образцы проектов, библиотеку рисунков и звуковых файлов. Всё можно сделать здесь — в самой программе, и сейчас — сразу, без установки дополнительных программ.

Скретч — это не только среда программирования, но и социальная сеть (http://scratch.mit.edu), которая объединяет пользователей из разных стран. Здесь можно опубликовать свои проекты и посмотреть чужие, скачать их, изменить. Отсюда можно бесплатно загрузить последнюю версию программы по ссылке: http://scratch.mit.edu/download.

Программа Scratch имеет три главных свойства:
· делает программирование доступным для всех;
· развивает творческие способности;
· объединяет в совместных проектах людей разных стран.
В общем, Scratch — это притворяющийся игрушкой, красивый разноцветный мощнейший инструмент! Трудно найти более стоящее технически развивающее решение для детей младшего и среднего школьного возраста.

Язык Scratch, к сожалению, пока не особо популярен в России. Вследствие слабого развития скретч-культуры в нашей стране, активного сообщества не сформировалось. А ведь Scratch — это не просто мода. Это социально-сетевая культура следующего поколения. Scratch предлагает низкий пол — легко начать, высокий потолок — возможность создавать сложные проекты, и широкие стены — поддержку большого многообразия проектов.

Scratch (Скретч) это наиболее известная визуальная событийно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов, созданная в 2006 MIT(Массачусетским технологическим институтом) с использованием подходов WEB 2.0.

Программа позволяет создавать собственные анимированные интерактивные истории и компьютерные игры. Этими своим результаты можно опубликовать в едином сообществе Скретч-проектов доступном в Интернете. Причем любые такие проекты можно взять, посмотреть исходный код, поменять и переиспользовать, создать свои ремейки и сделать в свою очередь их доступными сообществу. Можно создавать в среде группы- студии, которые занимаются различными проектами и направлениями. В этом и заключается особенности технологии WEB 2.0, когда содержание создается всем сообществом. Таким образом ребенок получает и мощную мотивацию изучать английский язык. Потому, что международное сообщество Scratch разговаривает прежде всего на английском. Хотя сам интерфейс программы переведен на большое количество языков в том числе и на русский, так что с этим никаких проблем нет.

Символом Scratch является котенок-царапка. Кстати scratch — можно перевести как создание чего-то нового с нуля (from scratch) или как царапаться, скрестись.
Посмотри вступительный ролик — Scratch Overview. и страницу https://scratch.mit.edu/about.

Таким образом Scratch активно используется как начальная среда обучению программированию педагогическим сообществом всего мира начиная с начальной школы. Scratch придумывался для детей от 8 до 16 лет, но используется людьми всех возрастов.

Миллионы людей создают проекты Scratch в самых разных условиях — дома, в школах, музеях, библиотеках. Гарвардская Библиотека ресурсов Scratch покрывает диапазон от проектов для детского сада до университетских и профессиональных проектов. В частности в среде Scratch существует сообщество скретчеров на русском языке.

Имеет смысл посмотреть и попробовать проекты в следующих студиях:
1) https://scratch.mit.edu/studios/4614548 Проекты, помогающие создавать модели поведения животных и растений.
2) https://scratch.mit.edu/studios/4614761 Оживляем экспозиции музеев, собираем экспонаты для новых музеев.
3) https://scratch.mit.edu/studios/4614736/ Студия, в которой собираются литературные произведения и литературные персонажи.
4) https://scratch.mit.edu/studios/4614772 Создаем и исследуем микромиры (STEM) — физика, химия, биология.
5) https://scratch.mit.edu/studios/4614785 Оживляем музыкальные произведения
6) https://scratch.mit.edu/studios/4614799 Искусство и математика
7) https://scratch.mit.edu/studios/4614804 Изучаем общественное мнение, проводим опросы
8) https://scratch.mit.edu/studios/4614814/ Студия, где собираются театральные персонажи, цирковые актеры для возможного совместного выступления в спектаклях и представлениях

Читайте также:  Устройство для интернета на ноутбук

В среде существуют тысячи разнообразных студий. Ищите ссылки на них и создавайте свои.

Важное преимущество среды Scratch то, что она не требует установки какого-то клиента. Просто из браузера заходи на сайт — https://scratch.mit.edu/ и начинай работать, создав свой профайл, где ты можешь хранить свои проекты. Таким образом, твоя среда и проекты доступны тебе в любом месте где есть Интернет. В принципе можно скачать и установить отдельную программу на свой компьютер, но это уже вчерашний день. У тебя не будет прямого доступа к среде.

С чего же начать в изучении и использовании Scratch?

Как всегда имеется огромное количество различных учебных и практических материалов как в Интернете, так и в печатных книгах.

Прежде всего это ресурсы различных сообществ и обучающих центров в России. Наверно самое интересное сообщество это Лаборатория Информационных Технологий. Это хорошая платформа объединяющая новости, систему уроков, для разных категорий: детей, студентов, родителей и учителей.

Еще одно сообщество — Скретчмоб — IT для молодежи. Главная здесь инициатива — это движение «Код-класс» — которое помогает педагогам с интересными идеями, ресурсами и методическими материалами для проведения кружковых занятий и хакатонов в школе, в библиотеках и других местах.

Кроме того есть большое количество центров дополнительного образования и образовательных онлайн платформ которые занимаются с детьми Scratch (за деньги). Например большое сообщество Роббо клубов — проводят занятия по робототехнике и программированию для детей. Scratch можно использовать для программирования роботов. Кстати в клубах преподают студенты МГПУ. (будущие учителя). Скретч-мастерская Евгения Патаракина. Хотя материал старый, но в конце очень много интересных интернет ресурсов, которых стоит попробовать. Интересную коллекцию дополнительных спрайтов для Scratch можно найти в белорусском сообществе.

К ресурсам в Youtube прежде всего надо отнести канал ITGEN.IO где собраны видеоуроки по созданию игр на разных языках, включая Scratch. Например очень популярные несложные игры лабиринт и танчики, позволят вам попробовать применить основные приемы программирования в играх на Scratch.

Другой канал на Youtube- АЭЛИТ от уже упомянутой Лаборатории Информационных технологий. И много много других. Ищите.

Однако я бы сказал, что основной ресурс по Scratch это книги. Причем за последнее время (где-то 3 года) вышло много полезных книг c описание создания реальных игр и проектов на Scratch.

Стоит начать с книг Дениса Голикова. Его сайт. Это программист, который в 2012 вдохновился Scratch и переквалифицировался в преподвавателя Scracth для детей в различных кружках. Написал несколько полезных и практических книг по проектам Scratch. Основной фокус у него это начальная школа. Последнии книги 2017 Scratch для юных программистов и 40 проектов на Scratch для юных программистов. Книги рассчитаны на детей и написаны на основе опыта обучения в кружке юных программистов. Если вашему ребенку интересен Scratch однозначно стоит найти эти книги.

У Голикова есть несколько старых книг 2014 года. Программирование на Scratch. Делаем Игры и Делаем сложные игры. Это пошаговое руководство для изучения Scratch ребенком. Стоит достать.

Классический учебник Эла Свейгарта «Программирование для детей. Делай игры и учи язык Scratch!» Интересный, понятный и красочный самоучитель для детей. На примере создания веселых классических игр, таких как «Змейка» и «Фруктовый ниндзя» и т.д.

Еще одна красочная книга для детей младшего школьного возраста Программирование для детей на языке Scratch. Интересные проекты, яркие иллюстрации, понятные инструкции и еще много других книг, которые вы можете найти в Интернете.

Scratch и робототехника.

Важно что язык Scratch сейчас интегрируется с различными робототехническими наборами. Например Lego и Arduino. Таким образом вы можете с помощью этого языка программировать поведение собранных вами роботов и детских конструкторских проектов. Например статья — Программирование робота Lego Mindstorms EV3 с помощью Scratch 2.0

Также подробную информацию об этом можно найти в книге Scratch и Arduino для юных программистов и конструкторов. Даны основы визуального программирования этих устройств в среде mBlock и креативного программирования путем написания интерактивных компьютерных игр, в которых управлением персонажами осуществляется посредством Arduino. Также дети освоят методы создания автономных «умных вещей», работающих под управлением Arduino без подключения к компьютеру. Также можно посмотреть уроки по этой теме на Youtube. Канал Arduino Kit.

Последнее, что стоит сказать.

Прежде всего в этом году должна появиться новая версия Scratch 3.0. Она уже доступно как Preview Version для сообщества. Описание новой версии можно посмотреть здесь. При желании ее можно скачать и попробовать.

Кроме того в последнее время все больше популярности набирает новая платформа Snap, которая имеет интерфейс близкий к Scratch. Основным отличием от Scratch являются расширенные возможности по построению собственных блоков, а также списки и функции первого класса. Эти мощные возможности позволяют использовать Snap! не только в начальной школе, но и для обучения старшеклассников и студентов. Познакомиться с ней можно в новой книге Дениса Голикова «Знакомьтесь, это Snap!» Некоторые центры обучения уже начинают использовать эту платформу. Например ProgKids.

Snap также может взаимодействовать с электронными платами и роботами. Познакомиться с реальным применением этого можно в новой книге Голикова Школа капитана Грампа. Эта увлекательная книга написана на основе комиксов про приключения капитана Грампа, которому приходится обучать двух парней основам электроники, чтобы они могли помогать ему в управлении космическим кораблем. Учебник рассчитан на детей, которые уже знакомы со Scratch и хотят двигаться дальше. Программирование Arduino осуществляется с применением специального блочного языка программирования Snap4Arduino, который очень похож на Scratch.

Давно собирался написать об этом, но, модная болезнь прокрастинация брала вверх. Последней каплей стал пост
«Учим детей делать игры» из блога «Кодабры».

Знакомство со Scratch

Когда сыну Артёму исполнилось 7 лет и он пошел в школу, мы ему подарили компьютер, чтобы он не отставал от жизни. Несколько месяцев он играл в разные игры, наслаждался, развлекался и т.п. Мне стало немного обидно, что такой дорогой и сложный прибор как компьютер используется только для развлечений, и я решил придумать, как использовать компьютер для обучения. А чему можно научиться на компьютере? Конечно, программированию! Тут я и вбил в «Яндекс» заветную фразу «обучение детей программированию».

Читайте также:  Как сделать мастеринг трека

Scratch нашёлся не сразу. Помню чувство, которое я испытал при первом запуске программы: «эх, жаль что в моем детстве этого не было». Быстренько пробежав по блокам Scratch, я высоко оценил его возможности. Полчасика потыкал в него и, переключив на русский язык, позвал ребёнка. После показа нескольких блоков, ребёнок попросил меня немного подвинуться, и продолжил самостоятельно. Через полчаса квартиру огласили дикие вопли Кота: «Ого, ребенок сам разобрался со звуками», — подумал я.

Артёму Скретч понравился, несколько месяцев он проводил с ним по несколько часов в день. Проекты вылетали как из пулемёта, их количество приближалось к сотне штук. Интересный момент: ребенок не хотел признавать переменные. Он считал, что можно обойтись и без них, и долгое время обходился. Я говорил ему, что переменные — это важная фишка, но он не верил. Пришлось сочинить ему задание, которое без переменных не решалось. В общем, весь первый класс ребенок игрался со Скретч и пытался рассказывать о нем в школе. Никто не понимал о чем он говорит, и ему стало обидно, что он не может делиться ни с кем своими проектами. Интернет я ему тогда еще не показывал, да и потом, когда показал, он сказал, что хочет общаться с реальными людьми, а не по интернету.

Я стал думать, как решать эту проблему. Первая мысль была такая: установить в классе на нетбуки Scratch, показать его учительнице, пускай на продлёнке дети занимаются. Учительница была не против. Я научил Артёма устанавливать Scratch с флешки; и вот, как-то вечером мы пошли «на дело». Устанавливали мы его на 26 нетбуков около 2 часов, устали от рутинной работы, после чего сын сказал, что не хочет быть системным администратором.

Организация кружка юных программистов на Scratch

К сожалению, во втором классе на группе продлённого дня Scratch так ни разу и не включили… Тогда я стал думать дальше. Это начинало напоминать крокодила Гену, который искал друзей для Чебурашки. В мультфильме друзья появились, когда начали общее дело. Мы тоже решили начать «дело» — организовать кружок Scratch. Ребенок уже ходил на рисование в молодежный клуб, к директору которого я и обратился.

Помещения, конечно же, не было, поэтому нам предложили заниматься в музыкальном классе по воскресеньям, когда там нет занятий. Так-как опыта ведения кружка у меня не было, в целях привлечения максимального количества потенциальных «друзей», занятия сделали бесплатными. Помню подозрительный взгляд директора и вопрос: «А зачем вам это надо?» Не помню, что я там мычал в ответ, но решили попробовать. Осталось набрать народ, для этого были проведены следующие мероприятия:

— объявление на стенде в клубе;
— реклама на местном форуме;
— раздача перед началом уроков в школе рекламы.

Поиск учебной литературы, подходящей для детей начальной школы, ничего не дал. Поскольку не было проектора, то я предварительно распечатал каждому по три листа — блоки скретч с описаниями.

На первое занятие пришли 8 детей 7-10 лет. Разместились, начали устанавливать Скретч — тут очень пригодились навыки Артёма по скоростной установке программы, полученные в школе. Среди пришедших детей одна девочка, у которой папа программист, уже знала как работать в Скретч. Она помогла нам показать ребятам как двигать блоки. Через 15 минут все освоились с интерфейсом и стали делать то, что написано в листочках. Как обычно, на первом уроке раздалось громогласное мяуканье. Но теперь творилось что-то невообразимое, одновременно орали 8 котов! Срочно изучили на ноутбуках кнопку уменьшения громкости. Занятие продолжалось 2 часа, дети были в восторге. Подробнее про восторги можете прочитать у Кодабры. Были пройдены основные блоки, и дети стали требовать игр. Мои объяснения, что надо немного подождать, и изучить ещё несколько блоков и координатную плоскость — не принимались. На совместном совещании с Артёмом было принято решение ускорить процесс обучения, так как все дети попались смышлёные. Изначально я планировал рассказать о координатах примерно на 5 занятии, однако без координат ни мультфильм, ни игру не сделать. Я был приятно удивлен, когда оказалось, что некоторые дети во 2-м классе уже знали, что такое координатная плоскость. Со словами: «мне папа объяснял» — дети сходу начали применять блоки с координатами.

Игру на втором занятии делать не стали, а сделали мультфильм.


Для запуска нажмите на зелёный флаг в центре экрана.

На второе занятие пришли ещё несколько новичков. Я раздал им первый урок, остальные проходили мультфильм. Быстро сделав мультик, начинали его видоизменять. Выбирали других персонажей, писали разные фразы, и все делали вид, что поняли, что такое координаты. Это я заметил через несколько занятий. Многим нравилось делать смешные игры, прикалываться и веселиться, а чтобы я не приставал со скучными объяснениями, говорили, что всё понимают. Не смотря на все мои усилия, некоторые дети координаты так до конца и не поняли. Кстати, те, кто не поняли координаты, через некоторое время кружок побросали. Остался костяк смышлёных учеников. Общая статистика после трёх полугодий обучения примерно следующая: те, кто занимаются всё это время, человек 10, это костяк. Всего ходило на занятия человек 40. Те, кто побросали — посетили примерно по 10 занятий каждый, поняли, что им это не интересно — и ушли.

Надо отметить, что у меня не хватало фантазии придумывать каждую неделю новый урок. В этом мне помогал Артём. Его хватило на два полугодия, а потом я стал придумывать сам. Это очень сложно, и детям нравились не все уроки. Я каждое занятие прошу детей придумать тему следующего занятия, за всё время они помогли мне 3-4 раза. В последнее время, в поисках вдохновения, я часто захожу на сайт scratch.mit.edu, там очень много классных примеров.
По образцу «Кодабры» попытаюсь сформулировать правила обучения.

Читайте также:  Почему все любят кофе

1. Каждую минуту ребенку должно быть интересно. Если хотя бы одному не интересно, он включает постороннюю игру, или мультик на ноуте, и к нему тянутся остальные. Если ребенок заскучал, ему всегда можно показать новый прикол на Скретч, ведь это очень глубокая и мощная программа.
2. Все предложения детей по усовершенствованию игр — на конец занятия. Есть один мальчик, он не хочет делать по написанному, а сразу начинает генерировать идеи. В результате отходит от плана урока. Понаделает своих скриптов. У него ничего не работает, и он начинает отвлекать меня. А разобраться в чужом коде не всегда просто, даже если его писал 8 летний пацан.
3. Всегда иметь под рукой дополнительные задания. Некоторые дети очень смышлёные, у них сразу всё получается, а занятия длились по 2 астрономических часа. Если ребенок за час все сделает — надо дать ему ещё что-нибудь интересное.
4. Занятия дольше 1 астрономического часа проводить не следует. 40 мин, как в школе — оптимально. Дальше у детей реально ухудшается концентрация и они начинают хулиганить.
5. Берите с собой воду и печеньки. Поощрение печенькой реально работает. Я умилялся, когда это подтвердилось на практике.

Появление книги

В процессе создания уроков я постоянно мониторил интернет в поисках литературы по Scrath. К сожалению, книга уважаемого Евгения Патаракина написана не для начальной школы, а других книг на русском я не нашел. После первого полугодия занятий у меня накопилась куча материалов с уроками, и, совместно с Артёмом, мы решили сделать книгу. Писал и делал скриншоты, конечно, я. От Артёма были все идеи уроков, и пара историй про Котёнка Тесея и летучую мышь Rousettus aegyptiacus (которая, как оказалось, переносит вирус Эбола). Так-как издать книгу дело не дешёвое, было принято решение делать её в электронном формате epub. По этой ссылке можно скачать книги и журналы про Scratch созданные в период с 2013 по 2016гг.

Основные цели написания книги

1. Показать Артёму, что «не боги горшки обжигают», что если на русском языке нет книг по Scratch для самостоятельного изучения детьми младших классов, то это можно исправить;
2. Помочь школьникам начальных классов самостоятельно разобраться со Scratch. Папа с мамой должны только скачать книгу на планшет, а дальше ребенок сам должен делать игры;
3. Помочь другим родителям организовать кружки юных программистов;
4. Найти единомышленников, занимающихся обучением детей Scratch и программированию вообще;
5. Рекламировать Scratch как отличный способ обучения. Максимальная цель — каждый ученик начальной школы должен знать о существовании Scratch. Дальше ребенок сам поймёт — нравится ему это или нет, но подвигать блоки хотя бы раз в жизни он должен.

Результат

1. На книжной ярмарке NonFiction 2013, где мы с Артёмом проводили мастер класс по Scratch, ему дали бэйджик — участник выставки и мы прошли в помещение без очереди, которая была 100 метров. Никогда я не видел ещё такого гордого выражения лица. И, потом, на мастер классе, он сиял уверенностью, и с огромным удовольствием показывал всем ребятишкам Scratch;
2. Книга на данный момент скачана более 4500 раз на русском и 1700 на английском языке. Есть несколько положительных отзывов. Надеюсь, некоторым детям она действительно помогла сделать первые шаги в Scratch;
3. Несколько человек написали что планируют сделать кружки Scratch;
4. Один очень уважаемый человек даже приезжал на наше занятие с дочкой перенимать опыт. Он уже тоже открыл кружок в Москве. В интернете всё больше людей попадаются со схожими интересами;

В процессе написания книги выяснилось, что электронные книги можно продавать. Так как в нашей стране никто покупать электронную книгу не будет, было решено перевести книгу на английский, чтобы протестировать схемы распространения электронных книг.

Заключение

Друзей у Артёма прибавилось. Многие из его класса приходили на кружок, и, хотя и побросали, авторитет ребенка вырос. Несмотря на то, что теперь он переключился на майнкрафт, я иногда спрашиваю у него совета по Scratch.

Очень надеюсь, через несколько лет в начальной школе будет предмет «основы программирования на Scratch».

Вот ещё пример игры, которую сделал Артём.

upd 19.10.2016
Ура!
Наконец-то издан мой учебник по программированию на Scratch!
Scratch для юных программистов.
Оптимизирован для детей 9-10 лет.

Вот кусочек книги
http://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1015649918.pdf
upd 22.09.2017
Проделана большая работа, и вот теперь появился первый в мире учебник по Scratch и Arduino
с комиксами! Называется «Школа капитана Грампа». Специально для тех, кто освоил Scratch и хочет чего-то большего. Достать можно здесь в магазинчике

Эта книга и еще две изданы в издательстве Ridero, и доступны по технологии «Печать по требованию».
По указанным ссылкам можно ознакомится с первыми 20% книг.
Сайт книги «Школа капитана Грампа»
Сайт книги «Scratch для учителей и родителей».
Сайт книги «Знакомьтесь, это Snap! Блочная среда программирования мощнее Scratch»
Кстати, Snap! — это реально мощная вещь. Основным отличием от Scratch являются расширенные возможности по построению собственных блоков, а также списки и функции первого класса. Эти мощные возможности позволяют использовать Snap! не только в начальной школе, но и для обучения старшеклассников и студентов. Мне бы очень хотелось чтобы он широко использовался в нашей стране.
upd 29.11.2017
Издан второй учебник по программированию на Scratch!

upd 18.05.2018
Запускаю с 1 июня 2018 два мощных онлайн курса
1. обучение программированию детей на Scratch
2. обучение программированию школьников в среде Minecraft
подробности на страничке educationforkids.online

upd 20 августа 2018
Вышла новая книга
Scratch и Arduino. 18 игровых проектов для юных программистов микроконтроллеров
www.bhv.ru/books/book.php?id=200704
Есть не во всех магазинах. Заказывайте на сайте scratch4russia.com/store

А также я перевел еще пару итальянских книжек о программировании на Scratch
«Видеоигры на Scratch» и «Анимация на Scratch»

Ссылка на основную публикацию
Что такое экспоненциальная форма записи числа
Запись (значения) — Учётная запись Нотная запись Демо запись Двойная запись Запись MX Алфавитная запись Клятвенная запись Экспоненциальная запись Обратная...
Что мне задали завтра на русский
Проверка орфографии на 5-ege.ru (введите текст в форму ниже): Если нужно проверить пунктуацию, воспользуйтесь сервисом Проверка пунктуации онлайн. Наш сервис...
Что лучше газель некст или фиат дукато
На прошлой неделе Газель-Некст была признана лучшим автомобилем года в России. Эксперты коммерческого транспорта оценили ее в 2–3 раза выше,...
Что такое чувырла википедия
Чувырла - почётный дворянский титул, даётся чучундрам заособые заслуги. Этот вопрос уже закрыт. Вы не можете на него ответить. Ответы...
Adblock detector